09 октября 2009 года N 40-РЗ

 

 

ЗАКОН
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
 
О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА ПЕРИОД ДО 2025 года
(в ред. Законов УР от 10.04.2015 N 15-РЗ, от 08.12.2016 N 83-РЗ)

 

 

Принят
Государственным Советом
Удмуртской Республики
29 сентября 2009 г. N 326-IV

 

Статья 1

Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу после его официального опубликования.
 


Президент
Удмуртской Республики
А.А.ВОЛКОВ

г. Ижевск
9 октября 2009 года
N 40-РЗ

 
Приложение
к Закону
Удмуртской Республики
от 9 октября 2009 г. N 40-РЗ


СТРАТЕГИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
(извлечение)
 
 

 

 

Приложение
к Закону
Удмуртской Республики
от 18 декабря 2009 г. N 68-РЗ

 

ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
НА 2010 - 2014 ГОДЫ
 
(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
 
Раздел I. ОЦЕНКА ИТОГОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЗА 2005 - 2009 ГОДЫ

 

<...>
1.23.12. Национальная политика
 
Межэтнические отношения, оказывая непосредственное влияние на процессы стабилизации (или же - дестабилизации) социальной ситуации, представляют собой один из наиболее важных типов социально-экономических отношений. В Удмуртии проживают представители свыше 100 народов, наиболее многочисленными из которых являются русские, удмурты и татары. В республике имеются районы компактного проживания татар, марийцев, чувашей и бесермян.
При всей своей многонациональности Удмуртская Республика в этнополитическом плане в течение длительного периода остается одним из наиболее стабильных регионов Российской Федерации. В истекший период многонациональность и поликонфессиональность населения республики не являлись источниками социальной напряженности. По мнению независимых экспертов в сфере этнических отношений в настоящее время в Удмуртии отсутствуют серьезные межэтнические противоречия.
В республике последовательно, посредством мониторинга этносоциальной ситуации, осуществляется курс на сохранение и укрепление межнационального мира и стабильности в обществе, обеспечение потребностей граждан, связанных с их этнической принадлежностью. Этому способствуют Республиканские целевые программы по реализации Закона Удмуртской Республики "О государственных языках Удмуртской республики и иных языках народов Удмуртской Республики" на 2005 - 2009 годы, "Профилактика терроризма и экстремизма в Удмуртской Республике" на 2009 - 2011 годы, "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики" на 2006 - 2009 годы.
Позитивным итогом последних лет в реализации государственной национальной политики, показателем как роста гражданской активности и ответственности, так и конструктивного диалога власти и общества в сфере обеспечения национальных прав граждан является дальнейшее развитие институтов гражданского общества. В период с 2005 года по 2009 год открыто 6 новых республиканских национально-культурных общественных объединений, число которых в целом достигло 31(2 место в ПФО после Оренбургской области). В этот же период возникли первые общественные организации, члены которых объединены не по признаку этнической принадлежности, а общностью интересов - организации, оказывающие услуги и методическую поддержку в области этно- и поликультурного образования: региональное молодежное общественное движение "Открытый финно-угорский университет"; ассоциация учителей родного языка "Выжы"; региональная общественная организация "Центр развития толерантности"; информационно-образовательный центр "Этноресурс".
Дальнейшему развитию диалога власти и общества, росту количества гражданских инициатив в сфере национальных отношений способствовала реализация совместного с Европейской комиссией проекта "Партнерство ради толерантности" (по программе ТАСИС), в ходе которого были проведены обучающие семинары, деловые игры с привлечением экспертов из стран Евросоюза по ряду направлений государственной национальной политики: пути развития поликультурного образования в Удмуртии; способы продвижения национальных языков; пути и проблемы реализации Концепции государственной национальной политики Удмуртской Республики, утвержденной постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 6 февраля 1998 года N 584-I; анализ миграционной ситуации, технологии разрешения конфликтных ситуаций.
Важным центром общественной и культурной консолидации национальных сообществ Удмуртской Республики стал Дом Дружбы народов, открытый в 2008 году в г. Ижевске.
В целях стимулирования деятельности учреждений культуры и образования, средств массовой информации, направленной как на обеспечение интересов жителей республики, связанных с их национальной принадлежностью, так и на дальнейшую гармонизацию межнациональных отношений, с 2006 года введено в практику проведение грантовых конкурсов "Радуга культур", "Толерантность начинается со школы", конкурсов медиапроектов. Практика показала эффективность грантового распределения финансовых ресурсов для решения задач в сфере национальной политики.
На повышение этнокультурной компетентности населения республики, пропаганду культуры народов Удмуртии, интенсификацию межэтнического диалога направлены фестивали народов Удмуртии, культурно-просветительские акции: "Караван дружбы"; "Узнаем друг друга и станем друзьями"; "Межнациональный контакт"; "Оскем потэ..."; "Оскем потэ. XXL"; День единения народов; Международный день толерантности и многие другие. В 2007 году состоялся Первый конгресс народов Удмуртии.
Значимый фактор развития межнациональных взаимоотношений -развитие языков и государственная политика в сфере языка. В республике в настоящее время на примере удмуртского языка разрабатывается модель региональной языковой политики, совместных действий государства и общества, направленных на сохранение и развитие национальных языков. Стратегически важной для их воспроизводства сферой является семья. Сегодня именно сохранение языка в семье, а отчасти уже и его возвращение в семью - архиважная задача. В этом отношении весьма перспективным обещает быть формирование модели языкового маркетинга, т.е. приспособления маркетинговых технологий применительно к языку и языковым отношениям с целью повлиять на добровольное поведение целевой аудитории.
В целях развития межрегионального и международного сотрудничества, укрепления позитивного имиджа Удмуртской Республики был проведен целый ряд всероссийских и международных фольклорных, этнофутуристических фестивалей, научно-практических конференций и конгрессов: общероссийский молодежный форум Ассамблеи народов России "Мы - россияне!"; XXI Международная конференция студентов-финноугроведов; VII Конгресс Молодежной ассоциации финно-угорских народов; межрегиональная конференция "Россия. Регионы. Этносы. Позитивный опыт сотрудничества"; Первый Всероссийский семинар руководителей домов дружбы народов и центров национальных культур. 
 

 

Раздел IV. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ НА 2010 - 2014 ГОДЫ

 

<...> 
4.2.4. Развитие и модернизация системы образования 
 
Основными целями государственной политики в сфере образования являются: создание правовых, организационных и экономических условий для формирования современной системы доступного, качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики республики, современным потребностям общества и каждого гражданина; обеспечение полноценного развития и модернизации образования; создание условий для изучения родных языков.
В соответствии с указанными целями на основании Стратегии развития Удмуртской Республики до 2025 года и положений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" деятельность в сфере образования будет направлена на решение следующих задач.
 
1. Формирование современной инфраструктуры образования через:
<...>
внедрение в учебный процесс новейших образовательных и информационных технологий, создание эффективной системы обучения работе с современными информационными технологиями в школах, разработка современных электронных учебных материалов, в том числе этнокультурного, языкового и краеведческого содержания для всех видов и типов образовательных учреждений республики;
<...>
Реализация задач позволит:
<...>
создать условия для развития творческих способностей детей, этнокультурного и краеведческого содержания образования и изучения родных языков народов, населяющих Удмуртскую Республику, формирования поколения образованных, нравственно и физически здоровых, социально-адаптированных людей с развитым чувством ответственности за судьбу страны;
<...>
 
4.2.9. Развитие культуры
 
Целями государственной культурной политики являются обеспечение прав граждан на участие в культурной жизни, расширение доступа населения к лучшим образцам отечественной и зарубежной культуры, создание условий для стимулирования населения к творческой самореализации.
Достижение поставленных целей предполагает решение следующих задач.
1. Совершенствование нормативно-правовой базы:
разработка законодательных актов по сохранению культурного наследия и музейного фонда Удмуртской Республики, Закона Удмуртской Республики "О культуре";
разработка Республиканской целевой программы "Память Удмуртии" - формирование и сохранение единого национального фонда печатных памятников культуры Удмуртской Республики" на 2011 - 2014 годы.
2. Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия:
государственная охрана федеральных, региональных и местных (муниципальных) объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
проведение мероприятий по сохранению, реставрации, использованию популяризации федеральных и региональных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
3. Обеспечение государственной поддержки профессионального искусства:
пропаганда национального искусства, создание условий для творческой деятельности профессиональных писателей, композиторов, художников Удмуртии, постановка новых спектаклей и концертных программ;
осуществление гастрольной деятельности в сельских районах и местах компактного проживания удмуртов.
4. Всестороннее и гармоничное развитие детей и молодежи:
выявление одаренных детей и молодежи, обеспечение условий для их художественного образования, самореализации и творческого развития;
сохранение и передача национальных традиций в сфере профессионального образования в области культуры и искусства.
5. Сохранение и развитие кадрового потенциала отрасли:
создание условий для повышения квалификации специалистов;
формирование и обеспечение государственного задания на подготовку специалистов;
совершенствование системы материального стимулирования специалистов.
6. Развитие библиотек как информационных, культурных и образовательных учреждений:
развитие информационных ресурсов библиотек, обеспечение систематического поступления в них новой литературы на различных носителях информации, сохранности библиотечных фондов;
создание модельных сельских библиотек.
7. Создание возможностей для доступа населения к музейным предметам и музейным коллекциям:
создание условий для повышения уровня безопасности, хранения и научного использования музейного фонда;
расширение условий доступа населения к культурным ценностям, находящимся в музеях;
формирование на базе достопримечательных мест, историко-культурных заповедников, музеев разнообразных форм культурно-познавательного туризма.
8. Сохранение нематериального культурного наследия, развитие и пропаганда традиционной народной культуры:
создание системы мер по сохранению нематериального культурного наследия, национальных культур народов, проживающих в республике;
обеспечение условий для развития самодеятельного художественного творчества;
пропаганда творческих достижений народных художественных коллективов и мастеров декоративно-прикладного искусства;
внедрение информационных продуктов и технологий, модернизация материально-технической базы учреждений культуры и образования.
Реализация поставленных задач позволит добиться следующих результатов:
количество реставрируемых объектов культурного наследия составит 7 памятников;
количество посещений спектаклей, концертов, представлений (в том числе гастрольных и фестивальных) составит 510 тыс. человек в год;
доля детей, охваченных эстетическим образованием, составит 12%;
количество экземпляров библиотечного фонда общедоступных библиотек на 1 тыс. жителей увеличится на 1% и составит 4161 экземпляр;
доля представленных населению музейных предметов увеличится до 10% в общем количестве предметов музейного фонда;
удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) учреждениями культуры, и в работе любительских объединений, составит 7%.
 
4.2.11 Национальная политика
 
Целями государственной национальной политики в Удмуртской Республике являются: сохранение и укрепление межнационального мира и стабильности в обществе; обеспечение национальных интересов всех народов, проживающих на территории Удмуртии; создание благоприятных условий для свободного выражения, сохранения и развития их национально-культурной самобытности, удовлетворения национально-культурных, национально-образовательных и иных запросов граждан, связанных с их национальной принадлежностью.
Основными задачами для реализации указанных целей являются:
создание необходимых условий для обеспечения конституционных гарантий права народов Удмуртии на сохранение, изучение и самобытное развитие родного языка, формирование позитивного имиджа удмуртского языка в детской и молодёжной среде;
укрепление и дальнейшее распространение норм и установок толерантного сознания и поведения, формирование толерантного отношения к этнокультурным и конфессиональным различиям: воспитание чувства общероссийского патриотизма, профилактика экстремизма и ксенофобии в обществе.
Решение поставленных задач будет осуществляться по следующим направлениям:
информационное обеспечение этноязыковых запросов и потребностей граждан через средства массовой информации;
развитие рынка товаров и услуг, направленных на удовлетворение гражданами своих языковых потребностей (расширение возможностей приобретения гражданами продукции и услуг на языке своей национальности посредством привлечения в отрасль негосударственных инвестиций);
обеспечение функционального развития удмуртского языка как одного из государственных языков Удмуртской Республики;
формирование инфраструктуры сбыта издательской, аудиовизуальной продукции на языках народов Удмуртии в муниципальных районах и городских округах республики;
развитие сети воскресных школ и курсов изучения языка своей национальности;
методическое обеспечение и содействие органам местного самоуправления в разработке мер по поддержке языковой самобытности народов Удмуртской Республики;
финансирование на конкурсной основе мероприятий программ органов местного самоуправления по поддержке языковой самобытности народов Удмуртской Республики;
разработка приоритетных направлений развития национального книгоиздания в Удмуртской Республике;
увеличение разнообразия ассортимента издательской и аудиовизуальной, мультимедийной продукции на удмуртском и русском языках; выпуск издательской продукции на удмуртском языке для дошкольных образовательных учреждений с изучением удмуртского языка;
увеличение тиражей выпускаемой в республике издательской и аудиовизуальной, мультимедийной продукции на удмуртском или удмуртском и русском языках до объёмов, необходимых для полноценного комплектования фондов массовых библиотек и библиотек образовательных учреждений;
комплектование издательской и аудиовизуальной, мультимедийной продукцией на татарском, марийском и чувашском языках фондов массовых библиотек и библиотек образовательных учреждений в местах компактного проживания данных этнических групп на территории Удмуртской Республики посредством формирования и развития механизмов книгообмена;
расширение удмуртскоязычного сектора глобальной сети Интернет;
содействие научному изучению удмуртского (обеспечение исследований всех уровней его системы) и русского языков (исследование диалектологических и локальных фольклорных особенностей);
поддержка социолингвистических исследований современной языковой ситуации в Удмуртской Республике;
расширение спектра услуг на родном языке в досуговых учреждениях (театрах, районных домах культуры, сельских домах культуры и иных клубных и развлекательных центрах);
развитие системы мер раннего учёта и предупреждения межнациональных конфликтов на основе аналитического мониторинга межэтнических процессов;
определение, разработка и внедрение эффективных социокультурных технологий преодоления негативных этнических стереотипов в молодёжной среде;
проведение просветительской работы среди жителей республики, направленной на распространение адекватных и объективных знаний и представлений об истории и культуре народов Удмуртии и России, о многонациональности Удмуртской Республики;
формирование системы повышения этнокультурной компетентности государственных и муниципальных служащих, сотрудников органов правопорядка;
более широкое использование технологий социально-культурного проектирования при решении задач государственной национальной политики;
расширение грантовых программ, направленных на активизацию деятельности органов местного самоуправления, учреждений образования и культуры, средств массовой информации по профилактике национального экстремизма, внедрению в социальную практику норм толерантного поведения, обеспечению этнокультурных запросов населения;
дальнейшее развитие системы государственной поддержки гражданских, общественных инициатив, способствующих поддержанию межнационального мира и согласия, сохранению этнокультурной самобытности;
организация и проведение массовых мероприятий в области национальной культуры: национальных праздников (Гербер, Троица, Сабантуй, Семык, Акатуй, Корбан и др.), республиканских и региональных фестивалей национальной культуры, смотров, выставок;
развитие деятельности ГУ УР «Дом Дружбы народов» как центра реализации социально-значимых проектов, республиканского методического центра, диалоговой площадки органов государственной власти, общественных объединений, учреждений и организаций в рамках реализации государственной национальной политики;
обеспечение этноязыковых и этнокультурных потребностей удмуртского населения, компактно проживающего за пределами Удмуртской Республики;
развитие регионального и международного сотрудничества, в том числе в рамках финно-угорского мира.
В результате реализации поставленных задач ожидается:
формирование единого информационного пространства для пропаганды и распространения идей толерантности, гражданской солидарности, уважения к различным религиям и культурам; развитие системы этнокультурного просвещения, включающей образовательный комплекс, структуры учреждений культурного просвещения и СМИ;
внедрение социокультурных технологий преодоления негативных этнических стереотипов, противодействия экстремизму и формирования толерантного сознания в обществе;
повышение уровня профессиональной подготовки и компетентности кадров в сфере профилактики экстремизма и ксенофобии;
повышение с 46,4% до 53% индекса этнокультурной компетентности как в молодёжной среде, так и среди взрослого населения;
снижение степени распространённости негативных этнокультурных установок в обществе, уменьшение индекса интолерантности среди молодёжи с 47% до 30%;
рост языковой компетентности населения республики;
увеличение количества и повышение качества услуг в сфере удовлетворения этнокультурных запросов населения республики;
расширение сети образовательных учреждений разных типов и видов (в том числе воскресных школ и языковых курсов для всех желающих) с изучением национальных языков;
увеличение количества наименований книг для дошкольного и младшего школьного возраста, издаваемых на удмуртском или удмуртском и русском языках (с 3-х до 28 наименований в год);
рост представленности удмуртского языка в киберпространстве (на 250% за время действия Программы);
улучшение обеспеченности публичных библиотек и образовательных учреждений литературой на удмуртском, а также татарском, марийском, чувашском языках (книжный фонд на национальных языках в публичных библиотеках увеличится за время действия Программы на 66%);
формирование и развитие системы распространения издательской продукции, выпускаемой в республике, (в том числе на удмуртском языке), увеличение доли населённых пунктов, жителям которых обеспечен свободный доступ к приобретению в личное пользование издательской продукции на родном национальном языке с 15,7% до 100%);
увеличение количества разрабатываемых и внедряемых пособий, материалов, обучающих программ, творческих и медиапроектов в сфере сохранения и развития родных языков.
Приложение 1
к Программе социально-экономического развития
Удмуртской Республики на 2010─2014 годы

 

 

Программные мероприятия

 

Национальная политика

119

Создание необходимых условий для сохранения языковой самобытности народов Удмуртской Республики в рамках реализации РЦП по реализации Закона Удмуртской Республики «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики» на 2010─2014 годы

2010─ 2014 гг.

Развитие рынка товаров и услуг, направленных на удовлетворение гражданами своих языковых потребностей (расширение, посредством привлечения в отрасль негосударственных инвестиций, возможностей приобретения гражданами продукции и услуг на языке своей национальности)

Формирование эффективной системы дистрибьюции издательской, аудиовизуальной продукции на национальных языках в муниципальных районах и городских округах республики

Развитие сети воскресных школ и курсов изучения языка своей национальности для всех желающих.

Методическое обеспечение и содействие органам местного самоуправления в разработке мер по поддержке языковой самобытности народов Удмуртской Республики

Увеличение разнообразия ассортимента издательской и аудиовизуальной, мультимедийной продукции на удмуртском и русском языках.

Выпуск игровых средств раннего обучения удмуртскому языку

Увеличение тиражей выпускаемой в республике издательской и аудиовизуальной, мультимедийной продукции на удмуртском или русском языках до объёмов, необходимых для полноценного комплектования фондов массовых библиотек и библиотек образовательных учреждений

Комплектование издательской и аудиовизуальной, мультимедийной продукцией на татарском, марийском и чувашском языках фондов массовых библиотек и библиотек образовательных учреждений в местах компактного проживания данных этнических групп на территории Удмуртской Республики посредством формирования и развития механизмов книгообмена

Реализация мер по расширению удмуртскоязычного сектора глобальной сети Интернет

Расширение спектра услуг на родном языке в досуговых учреждениях (театрах, районных домах культуры, сельских домах культуры и иных клубных и развлекательных центрах)

Увеличение доли населённых пунктов (где расположены отделения ФГУП «Почта России» и/или магазины Удмуртпотребсоюза), жителям которых обеспечен свободный доступ к приобретению в личное пользование издательской продукции на родном национальном языке, с 15,7% до 100%

Снижение степени интенсивности ассимиляционных (как языковых, так и этнических) процессов

Увеличение объёма оригинального авторского вещания на удмуртском языке для детей в 2,2 раза,

увеличение числа действующих театральных постановок на удмуртском языке для детей (с 1 спектакля по состоянию на 2009 год до 9 спектаклей в 2014 году)

Издание 280 тыс. экземпляров книг на государственных языках Удмуртской Республики

Улучшение обеспеченности общедоступных библиотек и образовательных учреждений литературой на удмуртском, а также татарском, марийском, чувашском языках

Ликвидация дефицита в игровых средствах раннего обучения удмуртскому языку

Рост представленности удмуртского языка в киберпространстве на 250%

Расширение сети образовательных учреждений разных типов и видов (в т.ч. воскресных школ и языковых курсов для всех желающих) с изучением национальных языков

120

Реализация комплекса мер по обеспечению на территории Удмуртской Республики этнополитической стабильности, конфессионального мира и межнационального согласия, воспитанию толерантности и веротерпимости в рамках реализации РЦП «Профилактика терроризма и экстремизма в Удмуртской Республике» на 2009─2011 годы, «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики» на 2010─2014 годы»

2010─ 2014 гг.

Обеспечение функционирования Совета по делам национальностей при Президенте Удмуртской Республики

Методическое обеспечение органов местного самоуправления в Удмуртской Республике по вопросам создания и деятельности координационных советов, рабочих групп в сфере межэтнических отношений, противодействия экстремизму, формирования гражданской солидарности

Мониторинг ситуации в сфере этноконфессиональных отношений и профилактики национального и религиозного экстремизма, выработка рекомендаций органам местного самоуправления в сфере профилактики национального и религиозного экстремизма

Подготовка, издание, приобретение информационных сборников, учебно-методических материалов, буклетов, плакатов и наглядных пособий, направленных на профилактику экстремизма в обществе и формирование толерантного отношения к этноконфессиональным различиям

Проведение курсов повышения квалификации, тренингов для государственных, муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов, представителей национальных общественных объединений, руководителей и педагогов образовательных учреждений, представителей СМИ по вопросам организации деятельности, направленной на профилактику экстремизма и ксенофобии

Создание фонда аудио- и видеоматериалов о культуре, традициях, обычаях народов, проживающих на территории Удмуртской Республики, подготовка версий для использования в качестве учебного пособия в образовательных учреждениях

Мониторинг средств массовой информации республики с целью выявления материалов экстремистской направленности

Проведение конкурсов инновационных проектов среди учреждений образования и культуры, общественных объединений по формированию и укреплению толерантных установок поведения в обществе, обеспечению этнокультурных запросов населения

Проведение конкурсов инновационных медиа-проектов этнокультурной направленности среди СМИ и журналистов республики

Подготовка и проведение республиканских национальных праздников, этнокультурных фестивалей и дней национальных культур

Дальнейшее развитие системы государственной поддержки гражданских, общественных инициатив (в том числе национально-культурных общественных объединений), способствующих поддержанию межнационального мира и согласия, сохранению этнокультурной самобытности

Развитие деятельности ГУ Удмуртской Республики «Дом Дружбы народов», расширение сети муниципальных центров национальных культур как центров реализации социально значимых проектов, диалоговой площадки органов государственной власти, общественных объединений, учреждений и организаций в рамках реализации государственной национальной политики

Обеспечение этноязыковых и этнокультурных потребностей удмуртского населения, компактно проживающего за пределами Удмуртской Республики

Уменьшение индекса интолерантности среди молодежи с 47% до 30%

Повышение уровня этнокультурной компетентности населения республики с 46,4% до 53%. Повышение уровня профессиональной подготовки и компетентности кадров в сфере профилактики экстремизма и ксенофобии

Укрепление и продвижение позитивного имиджа Удмуртской Республики как территории политической стабильности, конфессионального мира и межнационального согласия

Развитие системы этнокультурного просвещения,

включающей образовательный комплекс, структуры культпросветучреждений и СМИ

Обеспечение запросов и потребностей граждан,

связанных с их этнической принадлежностью

Рост числа гражданских инициатив в сфере реализации государственной национальной политики