Повестка
итогового расширенного заседания Коллегии
Министерства национальной политики Удмуртской Республики

6 февраля 2014 года

10.00 часов

Зал торжественных мероприятий

БУ УР «Дом Дружбы народов»

   10.00 – 10.40

Об итогах работы Министерства национальной политики Удмуртской Республики в 2013 году и задачах на 2014 год

Докладывает: Буранова Лариса Николаевна, исполняющий обязанности министра национальной политики Удмуртской Республики

   10.40 – 12.10

Выступления в прениях:

Итоги деятельности Дома Дружбы народов за 2013 год и перспективы работы в 2014 году

Шуклин Алексей Владимирович,директор Бюджетного учреждения Удмуртской Республики «Дом Дружбы народов»

 

Реализация задач «Стратегии государственной национальной политики РФ до 2025 года» в муниципальном образовании «Увинский район»

Лохтина Надежда Геннадьевна, первый заместитель Главы Администрации Увинского района по социальным вопросам

 

Выступление Президента Удмуртской Республики

Александра Александровича Волкова

 

Об участии национально-культурных общественных объединений Удмуртской Республики в проектной социально-ориентированной деятельности по итогам 2013 года

Хаба Степан Михайлович, председатель Общества украинской культуры Удмуртской Республики «Громада»

 

О взаимодействии научного сообщества с Министерством национальной политики Удмуртской Республики в ходе реализации государственной национальной политики

Загребин Алексей Егорович, директор Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН

    12.10

Награждение Почётными грамотами и Благодарственными письмами Министерства национальной политики УР

     

 И.о. министра национальной политики Удмуртской Республики Л.Н.Буранова

 

РЕШЕНИЕ
итогового расширенного заседания Коллегии
Министерства национальной политики Удмуртской Республики

 

от 6 февраля 2014 года                                                                                                              № 01

Об итогах работы Министерства национальной политики Удмуртской Республики в 2013 году и задачах на 2014 год

Заслушав информацию об итогах работы Министерства в 2013 году и задачах на 2014 год, коллегия отмечает, что Министерством за отчетный период проделан значительный объем работы по реализации государственной национальной политики в Удмуртской Республике.

Ситуация в сфере межнациональных отношений в Удмуртской Республике в 2013 году оставалась стабильной.

Ведется планомерная работа по исполнению Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №602 «Об обеспечении межнационального согласия», по разработке Стратегии реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Удмуртской Республике, разработан проект Плана мероприятий по реализации в 2014-2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в Удмуртской Республике. Была разработана и принята Государственная программа Удмуртской Республики «Этносоциальное развитие и гармонизация межэтнических отношений в 2013–2015 годах».

В течение отчетного периода осуществлялась поддержка деятельности национально-культурных общественных объединений Удмуртской Республики.

Была продолжена работа по созданию системы взаимодействия Министерства, национально-культурных объединений республики, администраций городов и районов республики; работа по расширению сети инфраструктуры, обеспечивающей утверждение общероссийского гражданского патриотизма, сохранение национальной самобытности, развитие национальных языков и национальных культур народов, проживающих в республике, удовлетворение национально-культурных интересов и потребностей населения Удмуртии.

Министерство национальной политики, общественные объединения, органы власти, муниципальные образования, учреждения и организации Удмуртской Республики строят свою деятельность по сохранению стабильности, межнационального мира и согласия в соответствии со стратегическими направлениями государственной национальной политики Российской Федерации.

Вместе с тем, необходимо отметить:

миграционные процессы, а также их тенденциозное освещение в российском  информационном пространстве, по-прежнему относятся к числу наиболее значимых факторов, определяющих, в том числе и с негативной стороны, состояние межнациональных отношений как в стране в целом, так и в республике;

работа по просвещению населения республики в сфере национального развития и межнационального сотрудничества народов, представители которых проживают на территории Удмуртской Республики, остаётся одной из важнейших задач в области сохранения межнационального мира и стабильности в регионе;

недостаточно активно идет процесс систематизации взаимодействия Министерства, общественных объединений с органами местного самоуправления и бизнес-структурами в решении проблем национального развития и межнационального сотрудничества;

не завершена разработка современной эффективной модели мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений в регионе.

На основании вышеизложенного Коллегия РЕШАЕТ:

1. Принять к сведению информацию о работе Министерства национальной политики Удмуртской Республики в 2013 году.

2. Признать работу Министерства национальной политики Удмуртской Республики по реализации государственной национальной политики Удмуртской Республики удовлетворительной.

3. Рекомендовать Министерству считать приоритетными направлениями деятельности в 2014 году следующие:

- реализация Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года;

- разработка Стратегии реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Удмуртской Республике;

- совершенствование системы мониторинга этноконфессиональной ситуации и раннего выявления формирующихся конфликтов в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, их предупреждения, предотвращения эскалации данных конфликтов;

- реализация Государственной программы Удмуртской Республики «Этносоциальное развитие и гармонизация межэтнических отношений в 2013–2015 годах»;

- разработка и внедрение пакета методических рекомендаций для муниципальных образований республики в сфере реализации государственной национальной политики;

- создание современной эффективной модели взаимодействия министерства национальной политики, республиканских общественных национально-культурных объединений, БУ УР «Дом Дружбы народов» с органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и организациями по вопросам сохранения межнационального и межконфессионального мира и стабильности;

-   поддержка партнерских программ и проектов просветительского характера, создающих условия и предпосылки для формирования толерантных установок в обществе;

- оказание информационной и методической помощи заинтересованным организациям и учреждениям в привлечении внебюджетных безвозмездных субсидий (грантов) на финансирование проектов и программ, направленных на национальное развитие и межнациональное сотрудничество;

- разработка, совместно с партнерами, основ системы адаптации иммигрантов к социально-политическим, историко-культурным особенностям России и Удмуртской Республики, интеграции их в принимающее сообщество.

4. Рекомендовать национально-культурным объединениям Удмуртской Республики (НКО):

-   разработать и реализовать социально значимые проекты, направленные на местные сообщества;

-   направить усилия на работу с отделениями в городах и районах республики;

-   обратить внимание на разработку и реализацию проектов образовательного, просветительского характера, дающих позитивную объективную информацию о народах, проживающих на территории республики, ориентированных, прежде всего, на молодежную среду.

5. Рекомендовать органам местного самоуправления и администрациям городов и районов Удмуртской Республики продолжить работу по разработке программ национального развития и межнационального сотрудничества народов, проживающих на данной территории; продолжить практику создания коммуникативных площадок в форме координационных, консультативных советов при администрациях районов и городов республики.

6. Контроль за исполнением решения оставляю за собой.

И.о. министра национальной политики Удмуртской Республики Л.Н.Буранова

 

ИНФОРМАЦИЯ
к итоговому заседанию Коллегии Министерства национальной политики Удмуртской Республики
«Об итогах работы Министерства национальной политики
Удмуртской Республики в 2013 году и задачах на 2014 год»

 События 2012 - 2013 годов в России во многом стали определяющими в сфере реализации государственной национальной политики. В начале 2012 года в статье В.В.Путина «Россия: национальный вопрос» фактически были сформулированы приоритеты государственной национальной политики на ближайшее время; был издан Указ Президента РФ «Об обеспечении межнационального согласия», определивший ближайшую перспективу деятельности в данной сфере. В настоящее время создан и действует Совет по межнациональным отношениям при Президенте РФ, разработаны и приняты Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года и План мероприятий по ее реализации, Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» (2014-2020 годы), Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений». Вышел целый ряд поручений Президента Российской Федерации в этой области. Таким образом, на федеральном уровне была актуализирована особая важность вопросов сохранения межнационального мира в стране.

На республиканском уровне также был разработан и принят ряд документов. Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19 августа 2013 года № 372 утверждена Государственная программа Удмуртской Республики «Этносоциальное развитие и гармонизация межэтнических отношений в 2013–2015 годах». Разработан проект Плана мероприятий по реализации в 2014-2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в Удмуртской Республике. Означенный проект прошел обсуждение на Экспертно-консультативном совете и расширенной Коллегии министерства национальной политики Удмуртской Республики. После соответствующих доработок проект Плана будет направлен в Правительство Удмуртской Республики для утверждения. Проект Плана размещен: http://minnac.ru/minnac/info/14224.html.

Постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 26 марта 2013 года № 112-V «О реализации национальной политики» муниципальным образованиям в Удмуртской Республике рекомендовано:

-        разработать муниципальные целевые программы национального развития и межнационального сотрудничества;

-        ежегодно предусматривать финансирование данных программ;

-        создать совещательные советы в муниципальных образованиях для решения вопросов межнациональных отношений.

Постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 10 декабря 2013 года № 265-V «Об управлении этнокультурными процессами и межэтническими отношениями на муниципальном уровне» органам местного самоуправления рекомендовано провести анализ ситуации на предмет ее конфликтогенности в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.

Создана рабочая группа по пересмотру и приведению в соответствие с современными реалиями и задачами, поставленными Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, регионального стратегического документа в сфере государственной национальной политики (Концепции государственной национальной политики Удмуртской Республики; утв. постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 06 февраля 1998 г. № 584-I).

Национальный вопрос сегодня действительно чрезвычайно актуален, а в некоторых регионах страны этот вопрос трансформировался в проблему и зачастую носит конфликтный характер. Сегодня смело можно говорить о том, что система реализации госнацполитики, сложенная в нашей республике за эти годы, система взаимодействия с общественными объединениями является сегодня в Российской Федерации одной из показательных.

По итогам рейтинга эффективности управления в субъектах РФ в 2013 году, проведенном Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК) и Лабораторией региональных политических исследований НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ) в направлении «межнациональные и межконфессиональные отношения» Удмуртия занимает четвертую позицию среди субъектов Российской Федерации.

В целом, можно констатировать стабильную ситуацию в сфере межнациональных отношений в Удмуртской Республике. Многонациональность и поликонфессиональность населения республики не являлись источниками социальной напряженности. Удмуртская Республика в этнополитическом плане в течение длительного периода остается одним из стабильных и спокойных регионов Российской Федерации. В значительной степени это закономерный результат усилий органов государственной власти, институтов гражданского общества, неизменно направленных на поддержание и укрепление межнационального и межконфессионального взаимопонимания и согласия.

Национально-культурные общественные объединения (НКО) сегодня являются важным стабилизирующим фактором в общественно-политической жизни республики. Они являются достаточно точными индикаторами этносоциальных, психологических проблем этнических групп населения республики. От оптимально выстроенного взаимодействия органов власти с данными организациями во многом зависит этнополитическая и этносоциальная ситуация в республике.

На сегодняшний день в Удмуртии действуют 32 республиканских НКО, в которые входят представители 21 народа. В городах и районах республики действуют более 180 отделений этих организаций.

В Удмуртии налажены конструктивные, партнерские отношения между НКО и органами власти, оказывается финансовая, организационная, методическая поддержка их деятельности.

В отчетный период, благодаря поддержке Министерства национальной политики, органов местного самоуправления, министерств и ведомств республики силами НКО и их отделений было проведено более двухсот пятидесяти мероприятий на различных площадках республики. Национально-культурные объединения и автономии Удмуртии активно реализуют социально-ориентированные проекты, направленные на воспитание у населения уважительного отношения к представителям разных народов, профилактику экстремизма, социально-культурную адаптацию иммигрантов, оказывают благотворительную помощь нуждающимся, организуют курсы изучения родных языков, развивают межрегиональное и международное сотрудничество.

Для повышения эффективности работы национальных организаций проводится методическое обучение для лидеров и актива, в том числе в сфере фандрайзинга. Итогом такой методической поддержки явилась успешная заявочная кампания национально-культурных объединений в разных грантовых конкурсах. Через систему конкурсов привлечено финансирование к реализации 12 социально значимых проектов, практически все из них носят межнациональный характер и направлены на гармонизацию межэтнических отношений.

Ежегодно в перечне реализованных партнерских проектов как традиционные, всем полюбившиеся, так и новые. Среди них проекты направленные на повышение уровня этнокультурной компетентности населения: дни национальных культур в городах и районах республики, профильные образовательные лагерные смены этнокультурной направленности, республиканские национальные праздники, Всероссийский фестиваль традиционной русской культуры «Высокий берег», Международный молодежный этнофестиваль «Палэзян» (Рябина–Фест), Фестиваль казачьей песни «Вольница», Межрегиональный фестиваль «Чакара», Республиканский фестиваль старообрядческой культуры «Петровское заговенье», детский фестиваль конкурс татарского художественного творчества «Йолдызлар янгары» («Звездный дождь»), I Республиканский конкурс на лучшее чтение произведений Тараса Шевченко среди детей и юношества и др.

Многие из проведенных акций и мероприятий были нацелены на развитие межэтнического сотрудничества, популяризацию идей толерантности в обществе (Республиканские межнациональные соревнования между НКО этнокультурной направленности по мини-футболу, шахматам, настольному теннису, дискотека в стиле «ЭТНО», Творческий конкурс «Искусство радуги», Республиканский межнациональный форум учащихся начального и студентов среднего профессионального образования в г. Глазове, посвященном Дню Единения народов и др.). Не осталось в стороне и направление, традиционное для НКО - удовлетворение этнокультурных и языковых запросов граждан (поддержка воскресных школ и курсов изучения родного языка, Обучающий семинар «Сабантуй: Шаг за шагом», Литературная выставка, посвященная народному поэту Республики Беларусь Янке Купале, День независимости Греции и др.). В течение года многие представители НКО, общественных и религиозных объединений принимали участие в международных мероприятиях для привлечения внимания зарубежной общественности к положительному опыту Российской Федерации в сфере межнациональных и межрелигиозных мероприятий (обеспечено участие представителей Удмуртской Республики в 4 мероприятиях международного уровня (XI Конгресс Молодежной ассоциации финно-угорских народов (Хельсинки, Финляндия), Международная научно-практическая конференция «Владимир Короленко – голос общественной совести» (Полтава, Украина), Международный конкурс хоровых коллективов «Поющий мир» (г. Санкт-Петербург), Международный гуманитарный форум «Русский язык между Европой и Азией» (г. Пермь), в 5 мероприятиях федерального уровня (Международный фестиваль этнической музыки и ремесел «Мир Сибири», I Международный этнофутуристический фестиваль видеоарта финно-угорского мира «Жон-Жон», Общероссийский молодёжный форум «Мы - РОССИЯНЕ», Конгресс народов России «Дружба народов – единство России», посвященный 15-летию Ассамблеи народов России и VI Съезда Ассамблеи народов России, XIII Всероссийский конкурс «Адрес детства - Россия»).

Среди перечня мероприятий, проводимых общественными объединениями совместно с органами власти, особое место занимают мероприятия социальной направленности. НКО республики в течение года проводили большую благотворительную работу, осуществляли социально-направленные проекты.

Одним из наиболее важных партнеров Министерства в осуществлении государственной национальной политики являются, безусловно, администрации, общественные объединения, учреждения городов и районов республики.

По-прежнему актуальной задачей остается выстраивание эффективной модели взаимодействия институтов, организаций, учреждений на местах в конкретном районе, городе, министерства национальной политики, Дома Дружбы народов, СМИ, , бизнес-структур, головных офисов республиканских НКО.

В настоящее время данная задача приобрела особую актуальность в связи с принятием Федерального Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений», а также задачей создания эффективной системы мониторинга межнациональной и межконфессиональной ситуации в стране.

Постоянной комиссией Государственного Совета Удмуртской Республики по национальной политике, общественной безопасности, регламенту и организации работы Госсовета совместно с Министерством национальной политики Удмуртской Республики проведены круглый стол на тему «Управление этнокультурными процессами и межэтническими отношениями на муниципальном уровне» и рабочее совещание «О роли НКО в реализации миграционной политики на территории Удмуртской Республики».

Миннацем Удмуртии начата работа по разработке «алгоритма» конкретных действий органов местного самоуправления (администраций муниципальных районов и городов) по мониторингу этноконфессиональной ситуации и раннему выявлению формирующихся конфликтов в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, их предупреждению, предотвращению эскалации данных конфликтов.

Проведена расширенная коллегия Миннаца УР «Повышение эффективности деятельности отделений республиканских национально культурных объединений в муниципальных образованиях в Удмуртской Республике». Решением коллегии органам местного самоуправления рекомендовано:

-        в тех муниципальных образованиях, где не приняты целевые программы по гармонизации межнациональных отношений, разработать программы национального развития и межнационального сотрудничества народов, проживающих на данной территории, обратив особое внимание на профилактику и предупреждение межнациональных конфликтов;

-        способствовать установлению более активного диалога между органами местного самоуправления муниципальных образований в Удмуртской Республике и республиканскими национально-культурными объединениями в лице местных отделений, с целью решения задач по укреплению межнациональной стабильности и гражданского согласия, консолидации общества на своих территориях;

-        в тех муниципальных образованиях, где не созданы совещательные органы по вопросам межнациональных отношений, рассмотреть вопрос об их создании с участием представителей отделений национально-культурных объединений и методистов БУ УР «Дом Дружбы народов»;

-        активнее использовать возможности муниципальных средств массовой информации по информированию населения об этнокультурных событиях и работе отделений национально-культурных общественных объединений в муниципальных образованиях Удмуртской Республики.

В целях методического обеспечения деятельности органов местного самоуправления в сфере государственной национальной политики в 5 муниципальных образованиях (Алнашский район, Вавожский район, г.Воткинск, Малопургинский район, Увинский район) проведены выездные кустовые семинары-совещания с участием представителей республиканских национально-культурных общественных объединений и органов власти.

В числе задач остается разработка районных и городских программ межнационального сотрудничества, создание совещательных площадок в виде координационных, консультативных советов при администрациях. Сегодня в 19-ти муниципальных образованиях действуют программы по гармонизации межнациональных отношений, в 20-ти действуют советы по межнациональным вопросам, советы общественных организаций.

В районах и городах республики идет активная работа в рамках реализации госнацполитики. В Алнашском районе отметили 20 летие русского праздника «Петров День» и 250 летие марийской деревни Варали. Вавожский район стал площадкой реализации межнационального проекта «По родному краю с любовью». В Сюмсинском районе 22 августа прошла акция «Триколор единства», посвященная Дню Российского флага. В Красногорском районе состоялся республиканский фестиваль старообрядческой культуры «Петровское заговенье». В городе Можга 2013 год был объявлен Годом родных языков и были проведены десятки мероприятий для различных категорий жителей города. В Каракулинском районе прошли Дни славянской письменности и культуры, открылся районный центр русской культуры. Камбарский район совместно с Удмуртской и Ижевской Епархией отметили 700-летие Сергия Радонежского. В Ярском районе в рамках юбилейных мероприятий, посвященных 70-летию бесермянского поэта Михаила Федотова был проведен республиканский фестиваль бесермянской культуры «Бесермян крезь». 2013 год многим муниципальным образованиям запомнился подготовкой и проведением республиканских национальных праздников народов Удмуртии. В Алнашском районе - удмуртский «Гербер», в городе Ижевске татарский «Сабантуй» и мордовский «Балтай», в Кезском районе - русская «Широкая Масленица», в Балезинском районе – бесермянский «Корбан», в городе Сарапуле - чувашский «Акатуй», в Граховском районе марийский «Семык», в Селтинском районе - «Великие Спасы» и в городе Воткинске - армянский «Вардевар». На территории республики в 2013 году прошли несколько Международных мероприятий: «Окно в небо» в Завьяловском районе, Международный фестиваль «Пар-Ижевск» в Сарапульском, Глазовском районах, а также в городах Глазове, Ижевске и Воткинске. Участники Международного финно-угорского фестиваля молодежной этнокультуры «Палэзян» провели творческие встречи в Завьяловском, Шарканском, Каракулинском, Якшур-Бодьинском, Игринском районах. Игринский район стал площадкой для Всероссийского семинара по ткачеству «Кросна». В Увинском районе впервые был проведен Межрайонный конкурс «Мистер Этно». В городе Сарапуле прошел городской конкурс «Мисс Содружество» и межнациональный конкурс «Супер бабушка». В Дебесском районе состоялся фестиваль северных удмуртов, с приглашением коллективов из Кировской области и Пермского края.

Неоценим вклад партнеров министерства на местах в развитие наиважнейшего элемента инфраструктуры, обеспечивающей языковые, образовательные, культурные права и потребности граждан Удмуртской Республики, связанные с их этнической принадлежностью - центров национальных культур. На территории республики работает сегодня более ста центров национальных культур.

В Удмуртской Республике работают 4 Дома дружбы народов (Ижевск, Глазов, Игра, Сарапул). Важным центром консолидации национальных сообществ Удмуртской Республики, методическим, ресурсным центром стал Дом Дружбы народов в Ижевске. Здесь созданы условия для развития самодеятельного творчества, организационной работы исполнительных органов НКО. Специалисты Дома дружбы оказывают профессиональную методическую помощь обществам в организации и проведении их мероприятий. Впервые в республике появилась сеть координаторов республиканского Дома Дружбы народов в городах и районах республики.

Характер межнациональных отношений, доброжелательность или отчуждение между контактирующими этническими группами, процесс формирования общероссийского гражданского патриотизма во многом зависят от уровня знаний этнической культуры друг друга. Не случайно, министерство в своей деятельности в качестве одной из приоритетных традиционно выделяет задачу этнографического ликбеза. В этой связи хочется особенно отметить важность работы с образовательными учреждениями республики, студенческой молодежью. По инициативе студентов Ижевского государственного технического университета имени М.Т.Калашникова традиционно проходит межэтнический фестиваль «Лига наций ИжГТУ». Общее количество участников составляет около 300 человек. В Глазовском техническом колледже с участием студентов средних учебных заведений и учреждений начального образования северных районов проведен фестиваль, посвященный Дню толерантности. Наряду с традиционными мероприятиями состоялись новые по форме и содержанию события. Главным образом, это были мероприятия, нацеленные на молодежь, на формирование внимания к этнокультурным ценностям в городской среде (арт-фестиваль «Этно Украшает», межнациональный кулинарный фестиваль «Вкусная жизнь», туристический слет «Юр-Яр», Межнациональная дискотека «В стиле этно», Республиканская Акция «Триколор Единства», уроки толерантности и многие другие мероприятия).

Огромную роль в выстраивании межнационального диалога, формировании и укрепления чувства общероссийского единства играет культура. Одним из символичных и наиболее значимых для населения компонентов этнической культуры стали в последние годы национальные праздники, которые способствуют, помимо всего прочего, удовлетворению и росту интереса к традициям и обычаям, как своего народа, так и других народов. Общеизвестными и общелюбимыми стали в республике русская «Масленица», удмуртский «Гербер», татарский «Сабантуй», марийский «Семык», «Белорусские колядки», армянский «Вардевар», еврейские «Пурим» и «Песах», Корейский Новый год «Сольналь», азербайджанский, узбекский, таджикский «Новруз» и другие. В 2013 году впервые был проведен на республиканском уровне Балтай – праздник мордовского народа. Каждый из этих праздников охватывает в качестве участников от 1000 до 7000 человек, и создает возможность для этнокультурного диалога всех жителей республики.

В укреплении и дальнейшем распространении в обществе установок толерантного поведения, терпимости к этнокультурным различиям особое местоположение занимают средства массовой информации. Журналистика сегодня не просто отображает действительность, информируя аудиторию о происходящих событиях, но и особым образом участвует в регулировании социальных отношений, в значительной степени формируя адекватное или неадекватное представление читателя/зрителя о реальности.

В соответствии с Соглашением между Минрегионом России и Удмуртской Республикой получена серия социальных роликов «Народов много – страна одна!», направленных на гармонизацию межнациональных отношений. Для трансляции в эфире ролики направлены на республиканское телевидение. Кроме того, по заказу Миннаца Удмуртии создана серия аналогичных по стилистике и хронометражу региональных видео-роликов – ролики размещены на официальном сайте министерства: http://minnac.ru/minnac/info/14213.html; в 2014 году начнется их прокат в эфире ТК «Моя Удмуртия».

В отчетный период регулярно во всех средствах массовой информации республики освещались мероприятия в сфере реализации государственной национальной политики, события этно- и поликультурного характера. В медийном пространстве сфера межэтнических отношений не раз становилась объектом внимания Президента Удмуртской Республики – см. напр.: «Власти Удмуртии расширяют диалог между национальными сообществами» (www.aif.ru/society/people/1018069); «Президент Удмуртии А.Волков: «Межнациональными вопросами нужно заниматься каждый день» (www.interfax-russia.ru/Povoljie/exclusives.asp?id=451573).

Министерством национальной политики на протяжении года велся мониторинг республиканских и муниципальных печатных и электронных СМИ, интернет-публикаций (в том числе мест неформального общения – интернет-форумов, социальных сетей) и в целом, - публичного информационного пространства, - на предмет выявления материалов экстремистской направленности.

Анализ полученных материалов свидетельствует о достаточной степени ответственности СМИ республики за межнациональный и межконфессиональный мир в нашем сообществе.

Сегодня можно отметить, что в течение многих лет министерством наработан позитивный опыт работы со СМИ, создана сеть журналистов, освещающих вопросы национального развития и межнационального сотрудничества. Удмуртия является одним из немногих регионов России, чьи СМИ ежегодно традиционно являются победителями российского конкурса «СМИротворец». Отдельно необходимо отметить проблему национальных изданий и эфиров. Это и республиканские и муниципальные СМИ, издания НКО. Сегодня по-прежнему вызывает тревогу процесс сокращения изданий и тиражей национальных СМИ.

В настоящее время практически вся информация о Министерстве национальной политики УР и его деятельности, деятельности Дома Дружбы народов и республиканских национально-культурных объединений Удмуртии размещена на официальных сайтах Министерства и БУ УР «Дом Дружбы народов». Ведётся постоянная работа по информационному наполнению сайтов.

В целом, в течение года в эфире и на страницах республиканских СМИ постоянно появлялись материалы, отражающие многонациональную жизнь республики. Сегодня наши организации и учреждения имеют возможность информационного сопровождения своих мероприятий и проектов.

Незнание, безусловно, опасно в обыденной сфере, но оно многократно опаснее, если таким незнанием «страдает» государственный или муниципальный служащий –человек, от которого зависит принятие конкретных управленческих решений. Не случайно в стратегических документах отдельно выделена задача повышения квалификации чиновников в области этноконфессиональных отношений. В рамках реализации республиканской целевой программы «Гармонизация межэтнических отношений, профилактика экстремизма и терроризма в Удмуртской Республике» на 2012-2014 годы на базе Ижевского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» было организовано обучение 271 государственного гражданского и муниципального служащего Удмуртской Республики по теме «Проблемы профилактики экстремизма и ксенофобии на национальной и религиозной почве». Всего за истекший период – с 2010 по 2013 годы, – данный курс прослушали более 900 человек.

Приоритетным направлением в деятельности Министерства национальной политики и его партнеров является и реализация Закона Удмуртской Республики «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики». Выполнение данной задачи осуществлялось в соответствии с республиканской целевой программой по реализации Закона и Государственной программы Удмуртской Республики «Этносоциальное развитие и гармонизация межэтнических отношений в 2013–2015 годах».

Сохранение языковой самобытности в современных условиях в связи с переходом общества на новую фазу информационного развития уже не может обеспечиваться только лишь посредством внутрисемейного общения и напрямую зависит от степени доступности и качества информации на родном языке на разных носителях. В большей степени в невыигрышной ситуации сегодня оказалось информационное пространство удмуртского языка.

В отчетный период в целях решения проблемы недостаточной обеспеченности дошкольных образовательных учреждений с изучением удмуртского языка, комплектования фондов общедоступных библиотек детской литературой в рамках Программы изданы три наименования книг и 1 наглядное пособие совокупным тиражом 8 тыс. экз., издана лингвистическая развивающая игра на удмуртском языке «Шедьты эштэ».

В целях более полноценного обеспечения этноязыковых потребностей подрастающего поколения на телеканале «Моя Удмуртия» в отчетный период в эфир выходили выпуски телепередачи «Шудон корка».

В 2013 г. проведена работа по пополнению полнотекстовой электронной библиотеки «Удмуртская Книга» на официальном сайте Национальной библиотеки Удмуртской Республики.

В 2013 году состоялся и имел успех «лингво-музыкальный эксперимент» - организован и проведен совместный концерт популярной молодежной музыкальной группы Silent Woo Goore, исполняющей песни на удмуртском языке, и Государственного симфонического оркестра УР.

Небывалой популярностью курсов языков народов, проживающих в республике, был ознаменован 2013 год. В отчетный период курсы удмуртского языка для всех желающих проводились в г. Ижевске на 5 площадках, в г. Глазове на 2 площадках, курсы татарского языка - в г. Ижевске на 2 площадках, в Камбарском районе на 1 площадке. Обеспечивалась работа воскресных школ Общинного центра еврейской культуры и Общества украинской культуры УР «Громада».

В целях выполнения требований языкового законодательства в отчетный период осуществлялся перевод наименований органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и предприятий.

Особенную актуальность в последнее время приобретают вопросы профилактики и противодействия идеологии экстремизма и терроризма, в том числе этнического и конфессионального. Вопросы в рамках данной проблематики регулярно рассматривались на заседаниях Антитеррористической комиссии Удмуртской Республики, Экспертного совета по информационному противодействию идеологии терроризма, Постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка, Постоянно действующего совещания при министре национальной политики УР. В течение года сотрудники министерства и руководители НКО активно сотрудничали с представителями силовых структур, министерств и ведомств республики в рамках реализации Республиканской целевой программы «Гармонизация межэтнических отношений, профилактика экстремизма и терроризма в Удмуртской Республике» на 2012-2014 год.

В целом, подводя итог работы за год, необходимо отметить, что этнополитическая и этносоциальная ситуация в Удмуртской Республике остается стабильной – сохраняются гражданский мир и межнациональное согласие.

В течение года Министерство национальной политики УР активно сотрудничало с министерствами и ведомствами. Благодаря совместным усилиям удалось реализовать многие проекты, социально направленные акции и мероприятия.

В отчетный период выстраивалось тесное сотрудничество с управлениями и отделами культуры и образования муниципальных образований, республиканскими и муниципальными учреждениями.

В.В.Путиным было отмечено, что в национальной политике нет и не может быть простых решений. Ее элементы рассыпаны во всех сферах жизни государства и общества – в экономике, социалке, образовании, политической системе и внешней политике.