РЕШЕНИЕ

заседания Коллегии

Министерства национальной политики Удмуртской Республики

 

 

от 16 декабря 2016 года                          г.Ижевск                                                      № 4

 

 

Дом дружбы народов как ресурс

гармонизации межнациональных отношений

 

 

Заслушав информацию о создании и перспективах развития Домов дружбы народов в муниципальных образованиях на территории Удмуртской Республики, коллегия отмечает важность совместной работы органов государственной власти с муниципальными образованиями и национально-культурными объединениями в выстраивании отрасли государственной национальной политики, в которую входят, в том числе и Дома дружбы народов.

В настоящее время в Удмуртской Республике в сфере институционального обеспечения реализации государственной национальной политики действуют Бюджетное учреждение УР «Дом Дружбы народов» и 6 аналогичных по задачам учреждений муниципального уровня.

Данные учреждения были созданы для централизованной деятельности, связанной с реализацией целевых государственных и муниципальных программ национального развития в области этнокультуры, оказания поддержки деятельности национально-культурных организаций республики, их консолидации и развития межэтнического диалога, сбора и сохранения информационных ресурсов, противодействия национальному экстремизму и ксенофобии, патриотического воспитания граждан и формирования у детей и молодежи установки на позитивное восприятие этнического и конфессионального многообразия, интереса и уважения к разным культурам.

В большинстве муниципальных образований действуют более 100 национально-культурных центров, созданных по этническому принципу, оказывающих гражданам услуги, связанные с обеспечением их этнокультурных потребностей.

В 2017 году планируются к открытию 3 Дома дружбы народов или аналогичные по функциям центры на территории Сарапульского, Каракулинского района и Кизнерского районов.

Вместе с тем, Коллегия отмечает, что:

1. Мотивация руководителей органов местного самоуправления на создание Домов дружбы народов, как консолидирующей площадки для институтов гражданского общества, является недостаточной. Темпы создания Домов Дружбы народов (не более 3-х планируемых к открытию в течение года) являются замедленными и неэффективными для координации на муниципальном уровне работы по консолидации национальных сообществ и развитию межэтнического диалога и требуют ускорения;

2. Все Дома дружбы народов и центры национальных культур находятся в разной ведомственной подчиненности. Большинство из них являются муниципальными учреждениями культуры и подчиняются местным управлениям культуры. При этом направленность их работы весьма специфическая и далеко не всегда соответствует задачам Стратегии государственной национальной политики. В основном, в соответствии с муниципальным заданием, работа сводится к проведению массовых культурных мероприятий. В то же время важные мероприятия в сфере межнациональных отношений зачастую упускаются из виду, а национальная политика нередко подменяется фестивалями.

3. Существуют определенные трудности с формированием государственного или муниципального задания для государственных или муниципальных учреждений в сфере государственной национальной политики.

 

На основании вышеизложенного Коллегия РЕШАЕТ:

1. Министерству национальной политики Удмуртской Республики:

- информацию о существующем положении по созданию Домов дружбы народов и перспективах их развития довести до сведения Администрации Главы и Правительства УР с последующим направлением ее в муниципальные образования;

- ускорить работу по созданию совместно с муниципальными образованиями сети Домов дружбы народов в городах и районах республики и развитию действующих Домов дружбы народов в рамках модели Ресурсных центров в сфере государственной национальной политики;

- в январе 2017 года совместно с Министерством труда и миграционной политики УР и Министерством культуры и туризма УР проработать вопрос о выделении учреждений культуры с функциями Домов дружбы народов в отдельную группу учреждений с определением для них соответствующих муниципальных заданий и показателей эффективности деятельности;

- совместно с Ассамблеей народов России разработать типовую модель Дома дружбы народов, его регламент, функционал и содержательное наполнение, проработать отраслевой стандарт работника Дома дружбы народов (необходимые знания и компетенции в сфере государственной национальной политики);

- главной целью создания Домов дружбы народов и их перспективного развития считать улучшение ситуации в сфере межнациональных отношений;

- совместно с БУ УР «Дом Дружбы народов» продолжить работу по формированию системы методической подготовки специалистов Домов дружбы народов, развитию институциональных связей с государственными и муниципальными органами власти и институтами гражданского общества, информационному и аналитическому обеспечению сферы государственной национальной политики, формированию научно-экспертных групп;

- в январе 2017 года провести обучающий семинар для муниципальных служащих, отвечающих за сферу межнациональных отношений на территории муниципальных образований, по выстраиванию системы взаимодействия в области национальной политики;

2. Рекомендовать органам местного самоуправления:

- активизировать работу по исполнению Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10.10.2014 № 383, в части создания на территории муниципальных образований Домов дружбы народов или аналогичных по функциям учреждений;

- при открытии таких учреждений принять за основу концепцию создания Дома дружбы народов через решение межнациональных вопросов.

 

 

 

Председатель коллегии,

министр национальной политики

Удмуртской Республики                                                                                    Л.Н.Буранова