Башкиры (самоназвание башкорт) – один из крупней­ших народов России, насчитывающий 1 673,4 тыс. человек (перепись 2002 г.). Согласно данным переписи 2002 г. около 73% башкирского этно­са сконцентрировано на территории Республики Башкорто­стан – 1221,3 тыс. человек (29,8% населения республики). Значительная часть расселена на территории сопредельных с Башкирией областей и респуб­лик, а также в Казахстане и государствах Средней Азии.

Башкирский язык относится к кыпчакской ветви тюрк­ской группы алтайской языковой семьи. Широкое распростра­нение среди сельского   башкирского населения имеет близкородственный татарский язык, а среди городского насе­ления – русский язык. Письменность на основе русского алфавита. Верующие башкиры – мусульмане суннитского толка.

Этногенез башкирского народа протекал сложно, что отра­зилось в культуре и антропологии башкир, среди которых наряду с европеоидами встречаются ярко выраженные монголоиды и различные смешанные типы. Основу башкирского этноса составили тюркские племена южносибирского и центральноазиатского происхождения, которые в VIII-IX вв. ото­шли на север в степные и лесостепные районы между реками Волгой, Белой и Уралом. В IX-X вв. здесь в результате сме­шения с финно-угорскими, сармато-аланскими, булгаро-мадьярскими и угорско-самодийскими племенами шло формирование древнебашкирской народности, известной под названием баш­корт. В X – начале XIII вв. башкиры находились в орбите вли­яния Волжско-Камской Булгарии. В этот период активно проте­кал процесс кыпчакизации, продолжившийся после покорения башкир монголо-татарами в 1236 г. и вхождения их в Золотую Орду. В XIV в. господствующей религией у башкир стал ислам, распространявшийся еще с X в. Вместе с исламом была заимствована письменность на основе арабского алфавита.

После распада Золотой Орды в XV – начале XVI вв. баш­киры попали в зависимость от Ногайской Орды. Под давлением ногайцев они продвинулись на север, где вступили в контакт с финно-уграми. В татаро-монгольский период в со­став башкирской народности помимо кыпчакского, ногайско­го и финно-угорского компонентов влились также некоторые булгарские и монгольские племена.

Падение Казанского ханства привело к вхождению башкир в состав Российского государства в 1552-1557 гг., причем с существенными оговорками в их пользу: они получили право владеть на вотчинных началах своими землями, жить по своим обычаям и исповедовать ислам. Последние существенные иноэтничные включения в башкирский этнос были связаны с массовым переселением в XVII-XVIII вв. в северо-западную Башкирию татар, марийцев, удмуртов и мордвы, уходивших на Восток, в закамские леса, от насильственной христианизации.

По мере усиления вмешательства царской администрации (запреты, злоупотребления, фискальный гнет, насильственные методы христианизации, изъятие земельных угодий и др.) башкиры, увлекая и другие народы региона, на протяжении XVII-XVIII вв. неоднократно поднимались на вооруженные восстания (1662-1664, 1681-1684, 1704-1711, 1735-1740, 1755 гг.), которые нередко распространялись на правый берег Камы и затрагивали южных и даже северных удмуртов. Активную роль играли башкиры в Крестьянской войне 1773-1775 гг. под предводительством Е. Пугачева. В результате этих восстаний царское правитель­ство, стремившееся к изъятию башкирских земель для строительства заводов и крепостей, было вынуждено сохранить вот­чинные права башкир на землю. Более того, была сделана существенная уступка в религиозной сфере: в 1789 г. в Уфе было учреждено Духовное управление мусульман России, к компетенции которого был отнесен широкий круг вопросов: ре­гистрация браков, рождения и смерти, вопросы наследования и раздела семейного имущества, строительство мечетей и орга­низация при них религиозных школ. Кроме того, на террито­рии Оренбургской, Самарской и части Вятской губерний по типу казачьих войск было создано самоуправляющееся башкиро-мещерякское войско, просуществовавшее с 1798 по 1865 гг.

На протяжении XIX в. неуклонно возрастала численность башкирского этноса, превысившая ко времени переписи 1897 г. миллион человек. Рубеж XIX-XX вв. характеризовался интенсивным ростом национального самосознания и связанным с ним активным развитием национальной культуры и просвещения.

В результате событий 1917 г. башкиры включились в про­цесс создания своей государственности, что нашло свое отра­жение в подписании 20 марта 1919 г. «Соглашения Россий­ского рабоче-крестьянского правительства с Башкирским правительством о советской автономии Башкирии». Дальней­шая реализация права башкирского народа на самоопределе­ние проходила в рамках Башкирской АССР, с октября 1990 г. – БССР, а с февраля 1992 г. – Республики Башкорто­стан. Обретение национальной государственности позволило башкирскому народу завершить процесс этнической консоли­дации, вывело на новый уровень национальное самосознание, способствовало дальнейшему строительству и развитию про­фессиональной культуры и т. д. В 1929 г. письменность башкир была переведена на латиницу, а с 1939 г. – на русский алфавит.

После относительно благополучного XIX столетия XX век, наряду с многочисленными успехами и достижениями, вписал в историю башкирского народа немало горьких страниц. В ходе Первой мировой и Гражданской войн, а также вследствие пос­ледовавшими за ними засухи, голода и эпидемий численность башкир сократилась почти вдвое. Коллективизация, голод 1932-1933 гг., репрессии 1930-х гг. и последствия Великой Отече­ственной войны привели к тому, что дореволюционная чис­ленность башкир была достигнута лишь к 1989 г.

События 1920-1940 гг. способствовали активной миграции башкир за пределы своей этнической территории. Именно в это время башкирская диаспора распространилась на террито­рии сопредельных и более отдаленных республик и областей, в т. ч. и Удмуртии. В послевоенные годы в связи с развернув­шимся промышленным строительством представители башкир­ского народа также мигрировали в города Удмуртии, остро нуждав­шиеся в рабочих кадрах. 

По данным переписи 2002 г. башкиры находились на шестом месте среди других народов Удмуртской Республики, насчитывая 4320 человек (86,8% живут в городах и пгт). Для этнокультурных процессов, протекающих среди башкир Удмуртии, ха­рактерна тенденция к ассимиляции их русским и татарским населением. Городским башкирам свойственна аккультурация и ассимиляция преимущественно в русской этнолингвистичес­кой среде, а башкирам, живущим в сельской местности, – в близкородственной татарской.

В апреле 1998 г. в г. Ижевске состоялась учредительная конференция Общественного движения Удмуртской Респуб­лики «Башкирский центр «Салават».

 

 

Источники:

Шепталин А.А. Башкиры Удмуртии// Феномен Удмуртии. Т. 3., Кн. 3. Единство и многообразие этнических мобилизаций: уроки пройденного пути. М.-Ижевск: Издательство «Удмуртия», 2003.

Текущий архив Министерства национальной политики Удмуртской Республики.Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2002 года (www.perepis2002.ru)

Национальный состав населения Удмуртской Республики (итоги Всероссийской переписи населения 2002 года). Статистический сборник. Удмуртстат. Ижевск, 2005.