Чуваши (самоназвание чаваш) – один из крупнейших в России и третий по численности автохтонный этнос Поволжско-Приуральского региона. Численность в Российской Федерации по данным переписи 2002 г. составляет 1 637,1 тыс. чел. Наиболее крупные группы чувашского народа согласно данным переписи 2002 г.сосредоточены в Чувашской Республике (889,3 тыс. чел., 67,7% населения республики), а также в республиках Татарстан (126,5 тыс.) и Башкортостан (117,3 тыс.), Самарской (101,4 тыс.) и Ульяновской (111,3 тыс.) областях.

Чувашский язык стоит особняком в рамках тюркской группы алтайской языковой семьи. Письменность на основе русского алфавита. Верующие чуваши в большинстве своем – православные христиане.

Чуваши подразделяются на две субэтнические группы – северо-западных вирьялов (верховых, по течению Волги) и юго-восточных анатри (низовых), имеющих свои культурные и диалектные отличия. Консолидированность представителей чувашского этноса довольно высока и более половины чувашей не причисляют себя ни к одной из означенных групп.

Формирование чувашского народа происходило на занимаемой им в настоящее время территории в процессе многовекового этнокультурного взаимодействия автохтонных финно-угорских и пришлых тюркских этносов. С нач. I тыс. тюрки периодически появлялись в Ср. Поволжье, но наиболее многочисленным было переселение сюда из южных степей в VII-VII вв. кочевых булгарских племен, основавших в Х в. свое государство – Волжско-Камскую Булгарию – в районе слияния Волги и Камы. Булгария, государственной религией которой в Х в. стал ислам, играла значительную роль в политической и экономической жизни средневековой Восточной Европы, так как контролировала важнейшую торгово-транспортную магистраль – р. Волгу. В 1236-1238 гг. Булгария была разгромлена монголо-татарами. Булгарские города подверглись тотальному разрушению, а население было вынуждено бежать за Волгу и Каму, где вступило в соприкосновение с марийскими племенами. Переселившись в ХIII в. на правый высокий берег Волги булгары-сувазы смешивались с жившими здесь горными марийцами, что со временем нашло отражение в лексике и культуре чувашей-вирьялов. Уже в золотоордынское время, в XIV в., на правый берег Волги переселилась вторая волна булгар, положившая начало чувашам-анатри. Вероятно от сувазов произошло самоназвание чувашей. В русских письменных источниках этноним «чаваш» впервые встречается в 1508 г.

В состав русского государства чуваши вошли в 1551 г., после чего началась их активная христианизация. К сер. XVIII в. большинство чувашей было обращено в христианство. Часть чувашей, стремясь уйти от христианизации, переселилась в районы проживания татар, где со временем ассимилировалась.

С XVIII в. большинство чувашей относились к разряду государственных и удельных крестьян. Распространившееся в связи с развитием товарно-денежных отношений отходничество привело к широкому распространению чувашей в Поволжье и Приуралье.

В июне 1920 г. чувашский народ обрел государственность в виде Чувашской автономной области, преобразованной в 1925 г. в Чувашскую АССР. В сентябре 1990 г. Верховный Совет Чувашии принял декларацию о суверенитете республики и утвердил ее название: Чувашская ССР – республика Чувашень. С 1992 г. официальное название – Чувашская Республика.

Чуваши Удмуртии. На территории Удмуртии чуваши относительно массово появляются сравнительно поздно – в нач. ХХ в. в период Столыпинских реформ. Переселенцы (в основном из нынешних Цивильского, Урмарского и Янтиковского районов Чувашской Республики) основали ряд населенных пунктов, купив свободные земли на территории современного Граховского района: Благодатное, Майоровка, Нижний Шубер, Верхний Шубер, Адамовка. Последние 4 из них в годы ликвидации «неперспективных» деревень опустели.

По данным переписи 2002 г. в Удмуртии проживает 2764 чувашей (0,18% населения республики), из них 70,5% – в городах. Граховский район – единственное место в Удмуртии, где чуваши живут сравнительно компактно. Основная же часть чувашского населения дисперсно расселена на всей территории республики.

По мере роста национального самосознания чувашского населения возрастало стремление к возрождению и развитию родного языка и культуры. С этой целью в 1993 г. была создана Удмуртская республиканская общественная организация «Чувашский национальный центр». В последние годы восстанавливается обучение детей на родном языке в школе и детском саду д. Благодатное.

В республике регулярно проводятся национальный праздник «Акатуй», дни чувашского языка и письменности. Уже много лет дарят радость людям чувашские фольклорные коллективы: самодеятельный ансамбль с. Грахово «Сеспель» и народный ансамбль песни и пляски д. Благодатное. Организуются выставки декоративно-прикладного искусства народных умельцев и презентации книг чувашских и удмуртских писателей.

 

Источники:

Шепталин А.А. Чуваши Удмуртии // Феномен Удмуртии. Т. 3., Кн. 3. Единство и многообразие этнических мобилизаций: уроки пройденного пути. М.-Ижевск: Издательство «Удмуртия», 2003.

Ванюшев В.М. Чуваши // Удмуртская Республика: Энциклопедия. Ижевск: Издательство «Удмуртия», 2000.

Текущий архив Министерства национальной политики Удмуртской Республики.

Национальный состав населения Удмуртской Республики (итоги Всероссийской переписи населения 2002 года). Удмуртстат, 2005.