Татары (самоназвание, удм. бигер) – второй по численности в Российской Федерации и самый крупный автохтонный этнос в Поволжско-Приуральском регионе. В антропологическом плане относятся преимущественно к европеоидной расе, говорят на татарском языке кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской языковой семьи.

Согласно результатам переписи 2002 г. в России проживает 5 554,6 тыс. татар, что составляет 3,8% населения страны.

В этнокультурном и языковом отношении татары России делятся на три основные этнотерриториальные группы: волго-уральскую, сибирскую, астраханскую. Наиболее многочисленная волго-уральская группа в свою очередь делится на ряд субэтносов: казанских татар, касимовских татар, мишарей, кряшен (крещеных татар*). В разговорном языке выделяют три диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский), восточный (сибирско-татарский). Литературный язык сформировался во второй половине XIX в. на основе казанско-татарского диалекта. Письменность с Х в. до 1927 г. на основе арабской графики, с 1928 по 1939 г. – на основе латиницы (яналиф), с 1940 г. – на основе русского алфавита. Верующие татары исповедуют ислам суннитского толка.

Самая многочисленная в регионе казанская группа татар по этногенезу связана с местной поволжской средой. Ее этническую основу составили тюркоязычные булгары. Появившиеся в Поволжье в XIII в. монголо-татары не оказали существенного влияния на формирование казанских татар. В период распада Золотой орды и образования Казанского ханства (сер. XV в.) в регионе осела многочисленная группа тюркоязычных кочевников-кыпчаков, которые составляли основное население золотой орды и называли себя татарами. Растворившись в местном булгароязычном населении, они оставили ему в «наследство» свой кыпчакский язык и этноним. Этноним «татар» закреплялся с трудом, и население Казанского ханства еще долго называлось булгарами и казанцами. Вплоть до нач. ХХ в. у различных групп волго-уральских татар сохранялись локальные этнонимы: меселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, нагайбэк, кэчим и др. Однако к нач. ХХ в. по мере роста национального самосознания возобладали этноконсолидирующие процессы, приведшие в конечном итоге к сложению относительно единой татарской нации. Татарская интеллигенция активно способствовала отказу от локальных вариантов самоназваний, а в качестве единого этнонима был выбран самый распространенный и объединяющий все группы татар.

Помимо казанских татар в Волго-Камье можно выделить также мишарей, касимовских татар и кряшен. Происхождение мишарей до сих пор не выяснено. Многие исследователи считают их потомками отюреченной фино-угорской мещеры. Другие ученые видят в мишарях потомков средневековых тюркоязычных буртасов. Касимовские татары и мишари сформировались в зависимом от Москвы Касимовском ханстве (XV-XVII вв.) и до сер. XVI в. развивались как самостоятельные этносы. В XVI-XIX вв. в результате массовых миграций (из-за усиления социально-экономического гнета, религиозных преследований и т.д.) татар из Поволжья в Приуралье шло активное сближение мишарей, казанских и касимовских татар. В настоящее время практически все мишари называют себя татарами. Их небольшие, преимущественно городские, группы распространены в Мордовии, Татарстане, Башкортостане и др. Также небольшую группу составляют татары-кряшены (крещеные татары), которые помимо религии отличаются от других татар культурно-бытовыми особенностями.

Начало ХХ в. можно назвать эпохой татарского возрождения. В этот период бурно развивались книгопечатание и периодика на татарском языке, национальные школы, театр и т.д. 27 мая 1920 г. татары после многовекового перерыва вновь обрели государственность – в составе РСФСР была образована Татарская АССР, преобразованная в 1990 г. в Татарскую ССР, а в 1991 г. – в Республику Татарстан.

Татары Удмуртии. Удмурты стали контактировать с тюркским миром довольно рано, о чем свидетельствуют обширные раннетюркские, булгарские и татарские лексические пласты в удмуртском языке. Удмурты называют татар «бигер», что вероятно связано с названием одного из булгарских племен. Владения и влияние Волжской Булгарии и последующих тюркских государственных образований вплоть до падения Казанского ханства (1552 г.) распространялись и на некоторые удмуртские земли. Тюркское влияние ощущается на многих сторонах культуры и быта, языке и мифологии удмуртов (особенно южных).

Постепенно татары начинают переселяться на территорию удмуртов. Наиболее ранними татарскими поселенцами является чепецкая группа на севере Удмуртии: нукратские (каринские), юкаменско-палагайские, глазовско-кестымские, сложившиеся в устойчивые этнотерриториальные подразделения.

Другая – более поздняя – группа татар расселена на юге Удмуртии, где часть их живет в сельской местности, но большей частью в городах – в Ижевске, где оформился жилой район с компактным проживанием татарского населения (так называемый «Татарбазар»), Сарапуле, Можге и Воткинске.

По переписи 2002 г. в Удмуртии насчитывалось 109,2 тыс. татар, что составляет 7% населения республики. Абсолютное большинство татар (85,2%) Удмуртии проживает в городах: в Ижевске – 61 033 (9,7% населения города), Сарапуле – 9 465 (9,2%), Можге – 7 570 (16,1%), Глазове – 5 062 (5,0%), Воткинске – 3 683 чел. (3,7%).

В ряде районов татары составляют заметную долю в населении: Юкаменский район (17,7%), Балезинский район (9,7%), Камбарский район (8,9%), Кизнерский район (7,0%).

Татары Удмуртии имеют некоторую специфику в языке, материальной и духовной культуре, что связано с длительным функционированием в отрыве от основного этнического массива татар, а также с влиянием удмуртского населения. Особенно много финно-угорских черт в культуре кряшен (согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 года в Удмуртии проживает 650 кряшен, 65,4% из них компактно проживают в Граховском районе).

С кон. 80-х гг. ХХ в. активизировалось национальное движение татар в Удмуртии. К настоящему времени созданы и функционируют республиканские общественные объединения: Татарский общественный центр Удмуртии (ТОЦ, 1991), Союз татарской молодежи Удмуртской Республики «Иман» (1994), Региональная национально-культурная автономия татар Удмуртской (2004). В последние годы во многих населенных пунктах республики с компактным проживанием татарского и башкирского населения активно строятся мусульманские мечети. В Ижевске с 1996 г. функционирует соборная мечеть.

В 2010-2011 уч. г. в 20 дошкольных (из них – 13 городских) и 20 общеобразовательных (из них 12 – городских) учреждениях республики ведется преподавание татарского языка и национальной культуры. В 1998 г. в Ижевске была открыта татарская классическая гимназия. Педучилище г. Ижевска обеспечивает потребность в учителях татарского языка для начальных классов.

С 1991 г. издается республиканская газета на татарском языке «Янарыш» («Возрождение»). Истории ислама, жизни мусульман в Удмуртии посвящена газета «Ихлас» («Искренность»).

На татарском языке ведутся теле- и радиопередачи: 

ФГУП ГТРК «Удмуртия» – «Очрашу» («Встреча»), «Хэерле кич» («Добрый вечер»), с 2003 г. компанией налажена ретрансляция передачи телевидения Татарстана «Хэерле иртэ!» («Доброе утро!»);

ТРК «Удмуртия» – «Татарстан дулкынында» («На волне Татарстана»), «Кунелле кынгырау» («Веселый колокольчик»).

Кроме того, жители г. Ижевска имеют возможность смотреть новый татарстанский республиканский канал ТНВ «Татарстан – новый век» по кабельной сети телевидения.

На татарском языке издаются сборники стихов и музыкальных произведений татарских поэтов и композиторов, проживающих в Удмуртской Республике. Регулярно проводятся республиканские фестивали исполнителей татарской песни, детские конкурсы исполнителей национальной музыки, юбилейные вечера известных представителей татарского народа. Национальный праздник «Сабантуй» проводится практически во всех населенных пунктах с компактным проживанием татар. В 2010 году в Удмуртии прошел общероссийский Сабантуй.

 

Источники:

Шепталин А.А. Татарское национальное движение в Удмуртии // Феномен Удмуртии. Т. 3., Кн. 3. Единство и многообразие этнических мобилизаций: уроки пройденного пути. М.-Ижевск: Издательство «Удмуртия», 2003.

Владыкин В.Е. Татары // Удмуртская Республика: Энциклопедия. Ижевск: Издательство «Удмуртия», 2000.

Текущий архив Министерства национальной политики Удмуртской Республики.

Национальный состав населения Удмуртской Республики (итоги Всероссийской переписи населения 2002 года). Удмуртстат, 2005.



* Значительная часть кряшен не согласна с определением их как субэтноса волго-уральских татар, считая себя самостоятельным народом.